О́уэн Роберт (Owen) (1771-1858), английский социалист-утопист. В начале 1810-х гг. разработал филантропический план улучшения условий жизни рабочих и пытался осуществить его на прядильной фабрике в Нью-Ланарке (Шотландия), управляющим которой он был с 1800. В 1817 выдвинул программу радикальной перестройки общества путём создания самоуправляющихся «посёлков общности и сотрудничества», лишённых частной собственности, классов, эксплуатации. Основанные Оуэном опытные коммунистические колонии в США («Н. Гармония» и др.) и Великобритании потерпели неудачу.
* * *
ОУЭН Роберт - О́УЭН Роберт (Robert Owen) (14 мая 1771, Нью-таун, Уэльс - 17 ноября 1858, там же), британский социалист-утопист. В начале 1810-х годов разработал филантропический (см. ФИЛАНТРОПИЯ) план улучшения условий жизни рабочих и пытался осуществить его на прядильной фабрике в Нью-Ланарке (Шотландия), управляющим которой он был с 1800 года. В 1817 году выдвинул программу радикальной перестройки общества путем создания самоуправляющихся «поселков общности и сотрудничества», лишенных частной собственности, классов, эксплуатации. Основанные Оуэном коммунистические колонии в США («Новая Гармония») и Великобритании потерпели неудачу.
Сын ремесленника, Роберт Оуэн окончил приходскую школу, затем усиленно занимался самообразованием. С 1781 года он служил в различных коммерческих заведениях. В конце 1780-х - начале 1790-х годов сблизился с физиком и химиком Дж. Дальтоном, стал общаться в среде литераторов и философов. С 1791 года он занимался самостоятельным предпринимательством, основал Чорлтонскую хлопкопрядильную компанию (1794-1795). В 1800-1829 годах был управляющим прядильного предприятия в Нью-Ланарке (Шотландия).
Важным моментом в формировании мировоззрения Оуэна явился разрыв с ортодоксальным христианством. Знакомство с рационалистически-материалистической философией Просвещения привело его к выводу, что ее идеалы столь же далеки от воплощения, как и христианские. Наблюдая первые, преимущественно социально-психологические («порча характера» правящих и управляемых), последствия промышленного переворота и исходя из социологических и этических концепций просветительской философии, Оуэн пришел к выводу о решающем влиянии человеческого характера на индивидуальные и исторические судьбы. Согласно Оуэну, во главе общества всегда стояли люди, которые не понимали законов его развития. Отрицая принцип свободы воли, Оуэт утверждал, что нельзя возлагать на страдающие массы ответственность за то, что они бедны и невежественны, равно как нельзя ставить богатство и образованность в заслугу господствующим классам. По Оуэну, человек - продукт среды. Эта идея ориентировала на действенное преобразование окружающей среды. Оуэн полагал, что начало качественно новому состоянию мира - всечеловеческой гармонии может быть положено лишь должным воспитанием людей. Вплоть до середины 1820-х годов Оуэн не связывал преобразование общества с устранением частной собственности. Программу этого периода своей деятельности он изложил в работе «Новый взгляд на общество, или Опыты о формировании характера» (1812-1813). В условиях благоприятной экономической конъюнктуры начала 19 века Оуэн путем «перевоспитания» и улучшения положения рабочих пытался создать в Нью-Ланарке идеальную промышленную общину, гарантирующую благополучие трудящихся, высокую производительность и прибыль предприятия.
Однако в условиях экономического кризиса 1815-1816 годов и социальных конфликтов новые затраты на цели улучшения положения и образования рабочих не получали одобрения компаньонов Оуэна (квакер У. Аллен, философ И. Бентам). Разработанные Оуэном проект закона о сокращении рабочего дня до 10 часов и «План национального воспитания и образования под руководством государства и наблюдением народа» встретили критику буржуазных кругов и духовенства. Сосредоточив внимание на коренных экономических и социальных проблемах, Оуэн пришел к убеждению, что «волшебная сила машин» способна обеспечить изобилие материальных благ, делающее частную собственность и накопление бессмысленными. Опираясь на реальные достижения своей деятельности в Нью-Ланарке (искоренение преступности, пьянства, национализма и религиозной вражды, внедрение элементов самоуправления, сознательной трудовой дисциплины, соревнования, кооперации, социального планирования, а также соединение обучения с производительным трудом, физическим и эстетическим воспитанием), Оуэн в марте 1817 года выдвинул план расселения безработных в «поселках общности и сотрудничества», не знающих частной собственности, классов, эксплуатации, противоречий между умственным и физическим трудом, противоположности между городом и деревней. Этот шаг знаменовал переход Оуэна на позиции утопического социализма. В 1820-е годы Оуэн создал опытные коммунистические колонии: Новую гармонию в США, Орбистон, Гармони-Холл в Великобритании, основал ряд просветительских учреждений, журналов. Покинув в 1829 году Нью-Ланарк, он целиком посвятил себя пропагандистской деятельности. Утопический план переустройства жизни всего человечества на коммунистических началах наиболее полно был изложен в «Книге нового нравственного мира» (опубликована в 1836-1844). Согласно системе переустройства, учреждаемые на добровольных началах «поселки общности» образуют федерацию, способную продемонстрировать свое экономическое и нравственное превосходство, обусловленное всемерным развитием новых («научных») производительных сил (в том числе химии), а также воспитанием нового, гармонически развитого человека и установлением новых общественных отношений. По инициативе Оуэна в 1830-е годы были созданы «Базары справедливого обмена» (1832-1834) и «Великий национальный союз профессий» (1833-1834), которые он надеялся превратить в средство осуществления своих проектов преобразования общества.
Возникнув на ранней стадии борьбы между пролетариатом и буржуазией, социалистическое учение Оуэна и его последователей-оуэнистов (Дж. Грей, Т. Годскин, У. Томпсон, Дж. Брей; социалистами их стали называть с середины 1820-х гг.) сыграло значительную роль в просвещении рабочего класса, дало толчок развитию профсоюзного и кооперативного движения в Великобритании. С изменением исторической ситуации, оуэнизм выродился в секту. Сам же Оуэн в конце жизни, особенно после революций 1848-1849 годов, замкнувшись в мессианских иллюзиях, приходит к мистицизму и спиритизму. Оуэн был единственным из великих социалистов-утопистов, который пытался осуществить социалистические идеалы с участием самих рабочих. Его идеи оказали влияние на формирование социалистической мысли и за пределами Великобритании. Его сын Роберт Дейл Оуэн (Robert Dale Owen) (9 ноября 1801, Глазго, Шотландия - 24 июня 1877, Лейк-Джордж, штат Нью-Йорк), американский общественный деятель, сторонник социальных реформ, член палаты представителей США (1843-1847), посол США в Италии (1855-1858), сыграл значительную роль в принятии решения об освобождении рабов в годы Гражданской войны с США.